Воспоминания митрополита Филарета о духовнике Киево-Печерской Лавры архимандрите Аврамие (рус.)

Воспоминания

митрополита Львовского и Галицкого Филарета

о духовнике Киево-Печерской Лавры

архимандрите Аврамие в схиме Агапите,

почившего в канун Рождества Пресвятой Богородицы 2020 г.

 

 

Архимандрит Аврамий (Куява) в схиме Агапит.

Родился Архимандрит Аврамий (в миру Адам Куява) 25 апреля 1926 года. В 1946 году пришёл послушником в братию Киево-Печерской Лавры, а в 1954 г. распоряжением Митрополита Киевского и Галицкого, священноархимандрита Лавры, был зачислен в число братии и пострижен в монашество. В 1961 году в связи з закрытием Лавры и началом новых гонений на Церковь, наместником Лавры, епископом Нестором, был пострижен в великую схиму с именем Агапит.

20 сентября 2020 года, в 18:00, на 95-м году жизни и на 66-м году монашества, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы в монастырской келье на Ближних пещерах, Старец покинул этот мир и возвратился в Дом Отца своего Небесного.

В прошении Адама Куявы на имя Киевского Митрополита о зачислении в братию Лавры сказано: «Имея ревностное старание к иноческому житию, осмеливаюсь покорнейше просить Духовный Собор Киево-Печерской Лавры о зачислении меня в число послушников Лавры».

Этим словам и целям, глубоким христианским принципам монашеской жизни с 1946 по 2020 год следовал своим монашеским путём, наш Старец, архимандрит Аврамий.

Что может быть в нашей жизни самое необыкновенное - то, о чем мы с особым чувством вспоминаем и сожалеем. Сожалеем о том, что в то время уже не вернуться.

Таким воспоминанием для меня остаются 1997-98 годы из жизни Киево-Печерской Лавры. А ознаменованы они тем, что год и семь месяцев я жил в одной келье с нашим духовником, отцом Аврамием.

Келия духовника в те годы находилась на Ближних пещерах в доме Наместника. Дом нуждался в капитальной реконструкции. Владыкой Наместником было принято решение о начале ремонта и отселении из дома духовника и ризничного, келия которого так же была в этом доме.

В те годы мы в Лавре жили достаточно скромно, келий для братии не хватало. Я в то время уже был казначеем Лавры и моя келья находилась в отдельном доме из двух апартаментов, благочинного и казначея. Кельи были двухкомнатные.

В один вечер Наместник сказал мне, что, видимо, ремонт в доме задержится в связи с тем, что некуда отселить Старца. Именно тогда я предложил владыке, чтоб отец Аврамий занял мою келью, а я пошёл бы жить в келью к кому-то из братии. За это время мы бы подготовили Старцу келью из нескольких комнат, чтобы  кроме личной кельи отец Аврамий имел отдельную приемную для исповеди духовных чад, важно так же близкое расстояние к храму.

Впоследствии келию для Старца построили над галереей Ближних пещер.

На следующее утро, мы с Владыкой сообщили отцу Аврамию, что он временно переедет жить в казначейскую келью и ему будет удобно ходить на службы и правило в Крестовоздвиженский храм. Старец очень обрадовался тому, что он будет рядом с храмом, мы втроем пришли в келью, батюшка посмотрел и говорит Владыке:

- Покорно благодарю, что буду жить с отцом Филаретом в одной келье.

Владыка улыбнулся и отвечает:

- Отче, Вы будете один, а о. Филарет временно перейдёт жить в келью к кому-то из братии.

Старец засмущался и в присущей ему кроткой манере спросил Наместника:

- Если бы отец Филарет был бы не против пожить со мной, я прошу Вашего благословения, чтобы мы пожили вместе, - а потом улыбнулся и обращаясь ко мне сказал: - я Вам не помешаю, буду у Вас в послушании.

Зная смирение Старца и его внутреннее прозрение, ни я, ни Владыка не могли да и не хотели сказать «нет».

- Буди благословенно,- мы оба поклонились Наместнику и одновременно поцеловали благословляющую руку!

Не много и не мало времени мы прожили вместе. Келья состояла из гардеробной, гостиной, собственно кельи, кухни и санузла - и все это помещение было «трамвайчиком», таким образом наши комнаты были взаимопроходными. Старец жил в комнате, которая окнами выходила на внутренний двор, а я жил в гостиной, передней, выходящей окнами во двор Ближних пещер. Неудобством для меня было то, что в кухню и туалет нужно было проходить через келью Старца.

Это было не сожительство двух монахов в одной келье. Это была настоящая жизнь, как сказал Старец, «в послушании друг другу». У нас было много общих интересов: мы оба были портными и несли послушание в швейной мастерской.

Жизнь Старца в советские времена была очень сложной, он долгие годы прожил в гонениях и прятался, живя на чердаке, в доме семьи протоиерея Романа Косовского. Часто вспоминая об отце Аврамии, в семье Косовских говорили, что Старец жил очень скромно, всегда пребывал в послушании. А послушанием его был пошив церковных облачений, этим он и зарабатывал на хлеб.

Когда Лавра открылась в 1988 году, именно отец Аврамий шил облачения для преподобных Печерских и для ризницы монастыря.

Во время моего пребывания в Лавре отец Аврамий шил в келье, у него стояла старая машинка и он с большой радостью выполнял послушание. Временами приходил в мастерскую и консультировал нас,  подсказывал как он видит технологическое выполнение той или иной вещи.

Когда Швейная мастерская обрела новые формы: появились  современные швейные машины, склады с большим выбором тканей и парчи для облачения, была создана вышивальная мастерская,  обновилась ризница монастыря - Старец всему этому очень радовался. Он со слезами на глазах вспоминал как в послевоенные годы, когда он пришёл в Лавру и аж до закрытия Лавры в 60-е годы, невозможно было и мечтать о таком развитии монастыря. Вспоминал, как после открытия Лавры в военные годы шили первые облачения для ризницы из того, как говорится, что попадало под руку.

Самое важное, что я хотел бы сказать о тесном и тёплом общении с отцом Аврамием, это то, что я с большим удовольствием вернул бы эти годы назад. О, если бы я знал о старчестве и понимал его так, как понимаю сегодня! Я бы выстраивал наши отношения совершенно по другому, как старца и послушника, ученика.

Жили мы очень дружно, все работы по келье выполняли с любовью. Батюшка был очень чистоплотным и ухоженным монахом, всегда следил за своим внешним видом. Все, что каждый из нас делал для себя, мы делали и друг для друга. Если Старец гладил рясу и клобук, он обязательно в гардеробе смотрел мою одежду и также мог погладить рясу и клобук. Если чистил обувь, значит моя обувь тоже была почищена.

Я старался следовать этому, все что делал для себя, тоже самое делал для Старца, гладил, чистил, убирал в келье. Что это было, как можно охарактеризовать эти действия? Это проявление настоящей христианской любви и монашеского послушания. Вот она, эта невидимая грань, наука Старца, на которую можно и нужно смотреть, и впитывать как губка.

В келье батюшку не было слышно, он мог читать, молиться, что-то шить и творить Иисусову молитву. Когда Старец выходил из кельи или возвращался, он проходил через гостиную, в контрой жил я. Он делал это так, что я мог не заметить как он прошёл. Чтобы не потревожить меня, он мог тихо снять обувь в гардеробе и не надевая тапок, как будто на цыпочках, пройти в свою комнату.

Дверь в его комнату скрипела при открывании и закрывании. Было заметно смущение Старца, что этим скрипом он тревожит меня. В кратчайшие сроки, батюшка пригласил мастеров из столярки и они устранили это неудобство.

Я также, находясь в келье, лишний раз старался не ходить в кухню или туалет, чтобы не беспокоить батюшку, даже иногда ночью, чтобы не ходить через его комнату в туалет, я выходил на улицу и шёл в братский корпус.

Но Старец все видел и чувствовал, он всегда отвечал взаимностью и ценил время и отдых, и личное пространство другого человека.

Отец Аврамий был прост и кроток в общении, он общался со мной как с кем-то важным и главным в жизни. Сколько времени я его знал, никогда не слышал, чтобы батюшка роптал, был чём-то недоволен. Его всегда и все устраивало. Любовь батюшки для других была важна и значима. Я всегда ценил его отношение ко мне. Когда я праздновал День Ангела и совершал службы в Крестовоздвиженском храме Лавры, отец Аврамий приходил на вечерню и литургию, и смиренно становился около престола сбоку, подчеркивая этим своё уважение ко мне. Таким отношение Старца было ко всем, он ценил монашество и священство, и по особому дорого относился к ревнителям благочестия.

Говорил он очень мало и всегда по сути, попусту много не рассуждал, в моменты, когда он не говорил, как правило, творил Иисусову молитву. Часто можно было услышать как он на придыхании, в полголоса или почти шёпотом произносил слова молитвы. Это хорошо запечатлела камера, когда батюшка во время послушания в швейной говорил о Лавре. И в момент, когда он работая молчал, - он творил молитву.

Часто придя в швейную, он говорил: - не проводите время впустую, не говорите впустую, творите молитву про себя или вполголоса.

По просьбе игуменьи Георгии, настоятельницы Горнего монастыря в Иерусалиме, отец Аврамий ездил в обитель в качестве духовника, но и в этом послушании он не был празден. Старец в перерывах между службами шил облачения и приводил в порядок ризницу. Сестры восхищались его смирением и простотой. Матушка Игуменья потом спрашивала Владыку наместника:

- А ваш Старец когда-нибудь говорит? Или он всегда пребывает в молчании и молитве!?

Таким был отец Аврамий - глубоким молчальником, но его молчание было громогласным, будто он громко говорил всем:

- Будьте кротки, молчаливы, рассудительны, пребывайте в себе со Христом.

Ведь многие его духовные чада, монахи и монахини, епископы и священники, миряне следовали его внутреннему правилу ничего не видеть, ничего не слышать, пребывать в молчании и рассудительности.

Жизнь Старца была яркой путеводной звездой для каждого из нас. Он был нашей гордостью, мы всегда говорили:

- У нас в Лавре есть отец Аврамий, наш Старец.

Мы дорожили его молитвой и гордились им. Теперь Лавра осиротела и мы осиротели. Но с ещё большей радостью мы говорим, что в Лавре на Братском кладбище есть наш Старец, который здесь был земным собратом Отцов Печерских, и с ещё большей надеждой произнося эти слова знаем о его всегдашнем предстательстве за нас перед Господом там, где он вместе с Пречистой Богоматерью и Отцами Печерскими в Обители Небесной!

Царство Небесное отцу схиархимандриту Агапиту!

Вечная ему и молитвенная память!

Преподобне Отче наш Агапите, моли Бога о нас!