Доклад митрополита Филарета на XIV Украинском форуме по врожденным порокам сердца (рус.язык)

1 октября 2019 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, председатель Синодального отдела УПЦ по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских учреждений митрополит Львовский и Галицкий Филарет принял участие в XIV Украинском форуме по врожденным порокам сердца, который проходит с 1 по 2 октября в Киеве. Тема форума: «Регенеративная медицина».

 

Научно практический центр детской кардиологии и кардиохирургии МОЗ Украины

 

ХІV Украинский форум врожденных пороков сердца 1-2 октября 2019 года, г. Киев

 

Доклад Митрополита Львовского и Галицкого Филарета,

председателя Синодального отдела по вопросам здравоохранения и Пастырской опеки медицинских учреждений

 

 

«Церковный взгляд на современные и новейшие технологии в медицине. Регенеративная медицина»

 

Краткое определение

 

Рассматривая такую область медицинской науки как «Регенеративная медицина», стоит кратко очертить направления развития этой ветви медицинской науки, которая лежит в области тканевой инженерии и молекулярной биологии.

Профессор Крис Мэйсон (Chris Mason)[1], который является старшим редактором журнала «Регенеративная медицина» и известный инженер-биохимик Питер Данил (Peter Dunnill)[2] в своей статье «A brief definition of regenerative medicine» (пер. «Краткое определение регенеративной медицины»)[3], дают точное объяснение тех направлений, которыми занимается эта область медицинской науки.

Их дефиниция звучит так: «Регенеративная медицина - это новая междисциплинарная область исследований и клинических применений, сфокусирована на исправлении, замене или регенерации клеток, тканей или органов для восстановления нарушенной функции, вызванной любой причиной, включая: врожденные дефекты, болезни, травмы и старения. Она (прим. «Регенеративная медицина») использует комбинацию нескольких технологических подходов или методик, которые выходят за рамки традиционных методов трансплантации и заместительной (заменяющей) терапии. Эти подходы могут включать, но не ограничиваются ими: использование растворимых молекул, генную терапию, трансплантацию стволовых клеток, тканевую инженерию и перепрограммирование типов клеток и тканей»[4].

Как и все другие отрасли медицинской науки, «регенеративная медицина» является ценной только в том случае, когда она служит на позитивную пользу человеку. Но здесь важно подчеркнуть, что настоящая «польза» есть только тогда, когда это не вредит другим людям. Важно помнить слова, которые традиционно приписываются Гиппократу и считаются одними из старейших принципов медицинской этики: «Primum non nocere» - «Прежде всего - не навреди!».

Углубляясь в область этой ветви медицинской науки, становится понятным, что «Регенеративная медицина» тесно связана с использованием стволовых клеток и их трансплантацией. Именно в этом заключается большой спектр проблем, требующих четкого определения.

 

Стволовые клетки в «Регенеративной медицине». Научно-этическое измерение

 

Научная сторона данной проблематики

 

Говоря о стволовых клетках, определяющую роль играет способ их получения. Традиционно есть несколько путей получения стволовых клеток:

1) получение из эмбриональных тканей;

2) получение из пуповинной крови;

3) получение из органов и тканей взрослого организма.

Именно получения стволовых клеток из человеческих эмбрионов является наиболее удобным с точки зрения научно-медицинской, но является не приемлемым со стороны христианской морали и этики.

Получения эмбриональных стволовых клеток возможно только из человеческого эмбриона на его первых этапах развития и только в случае, если эмбрион человека будет уничтожен.

Изъятие первых стволовых клеток с эмбрионов человека, как подает «Britannica», состоялось в 1998 году[5]. С тех пор началось активное развитие исследований методик лечения именно эмбриональными стволовыми клетками. Хотя за этот период происходило много манифестаций против использования[6] эмбриональных стволовых клеток[7], через морально-этическую сторону, которая не позволяет гибель человеческих эмбрионов, такие исследования все же продолжаются[8]. К примеру компания «Geron Corporation» из США, которая является одной из самых известных биотехнологических компаний, особенно активно занималась разработкой препаратов на основе эмбриональных стволовых клеток[9] в период 2009-2011 гг., о чем свидетельствует их препарат «GRNOPC1»[10].

 

Этическая сторона использования эмбриональных и взрослых стволовых клеток

 

Этическая сторона в использовании эмбриональных стволовых клеток, заключается в недопустимости уничтожения человеческого эмбриона, потому что, от самого зарождения, человеческий эмбрион является началом существования нового, уникального человеческого существа со всеми ему принадлежащими признаками и правами.

Любые исследования и эксперименты, связанные с эмбриональными стволовыми клетками, ставят под сомнение моральный статус человеческого эмбриона.

Даже получение определенных положительных результатов при таких исследованиях, никоим образом не могут быть оправданными, поскольку человеческая жизнь, хотя хрупкая и находится только на своей начальной фазе, но несомненно, стоит на порядок выше всех разнообразных медико-научных экспериментов и исследований.

Поэтому, с уничтожением человеческого эмбриона насильно уничтожается ряд прав в потенциального человека, а главное - отбирается право на жизнь и развитие.

Ряд международных документов свидетельствует о правах, которыми наделен человек от начала своего зарождения. Например:

1) Пункт 4 «Американской конвенции по правам человека» (1969 г.) говорит: «Каждый человек имеет право на уважение своей жизни. Это право должно быть защищено законом в течение всей жизни от момента зарождения»[11].

2) Статья «Европейской Конвенции о защите прав и достоинства человека, относительно применения биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине»[12] чётко гласит: «Выращивание эмбрионов человека для исследовательских целей запрещается».

Как видно, использование эмбриональных стволовых клеток в медицине, несет больше ущерб, нежели пользу. Существует много случаев, когда использование эмбриональных стволовых клеток приводило к возникновению опухолей или других тяжелых осложнений и ухудшений. Поэтому, как с медицинской, так и с этической стороны нет смысла оправдывать целесообразность использования стволовых клеток из человеческих эмбрионов.

При этом, использование стволовых клеток из тканей взрослого человеческого организма может приводить к положительным результатам лечения, или же быть альтернативой эмбриональных стволовых клеток в регенеративной медицине.

Еще в 2012 году была вручена «Нобелевская премия по физиологии или медицине», лауреатами которой стали профессор Кембриджского университета Джон Гёрдон и профессор Университета Киото Синья Яманака.

Джон Гёрдон родился в 1933 году и вырос в Великобритании, со временем был на кафедре зоологии Оксфордского университета, в 1971-1983 годах работал в лаборатории молекулярной биологии Кембриджского университета. А уже в 1989 году Гёрдон основал Институт клеточной биологии и онкологии в Кембридже, который возглавил и который был назван его именем.

Его напарник, с которым они получили самую большую награду в мире науки – ученый Синья Яманака родился в 1962 году в Хигасиосаке, что в Японии. В 1987-м получил высшее медицинское образование в Университете Кобэ, Япония. А в 1993 году защитил диссертацию по фармакологии в Высшей школе Университета Осаки, Япония. Потом был Институт Гладстона в Сан-Франциско (1993-1996 гг.), потом медицинская школа Университета Осаки (1996-1999 гг.), после этого - Институт науки и технологий Нара. А с 2005 года и по настоящее время Синъя Яманака — профессор Института передовых медицинских наук в Киото.

 Их исследование показало, что гораздо более перспективным является использование стволовых клеток из тканей уже взрослого организма[13].

Ученые сумели открыть метод перепрограммирования «взрослых» стволовых клеток в плюрипотентные. Эта методика позволяет специализированные стволовые клетки из взрослого организма полностью перепрограммировать, чтобы они стали универсальными клетками, с теми же функциями развития как в эмбриональных стволовых клетках.

Эти измененные стволовые клетки имеют способность дифференцироваться для формирования любых тканей человеческого организма. Таким образом, как говорит Нобелевский комитет, это есть революционный подход в знаниях о том, как происходит развитие клеток и организмов. Исходя из этого открытия, отношение к стволовым клеткам взрослого организма изменилось, поскольку стало известно, что «взрослые» стволовые клетки не заперты в своем состоянии и развитии, а могут меняться в плюрипотентные[14].

Источником стволовых клеток взрослого организма чаще всего является костный мозг, но также их можно получать из пуповинной крови, жировой ткани, пульпы зубов, кровеносных сосудов и из других тканей организма взрослого человека.

Так называемые взрослые стволовые клетки можно удачно использовать в генной терапии и в реконструкции суставов. Они имеют лучшие характеристики для того, чтобы использовать их в регенеративной медицине. Стволовые клетки взрослого организма имеют наибольший регенеративный потенциал и благодаря этому, человек может получить новый метод лечения ряда тяжелых заболеваний, повреждений и прочее. Именно этот вид стволовых клеток является альтернативным вариантом, который можно выбрать для того, чтобы не использовать эмбриональные стволовые клетки и тем самым поддерживать как христианские морально-этические ценности, так и общечеловеческие.

Возвращаясь к более широкому пониманию регенеративной медицины, нужно отметить ее важность и пользу для всего социума и украинского общества. Но такую похвалу и содействие можно выразить только в том случае, если в данной медицинской отрасли не будут использоваться эмбриональные стволовые клетки и другие медико-научные методы или исследования, противоречащие христианской морали и этике.

 

Православный взгляд. Христианская позиция

 

Православная Церковь одобрительно относится к медицине, поскольку она служит на благо и помощь людям. Священное Писание об этом говорит так: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевания, и от царя получает он дар» (Сирах 38, 1). Отсюда становится понятным, что Православная Церковь не противится, а наоборот поддерживает те методы лечения, которые помогают людям стать здоровыми, но только если эти методы не уничтожают и не приносят вред здоровью других людей. Поскольку, если рассматривать искусство врачевания и лечения как Божий Дар, то этот Дар подаренный Богом, не может служить для кого-то злом, он для всех должен быть благом и добром.

В этом контексте стоит выделить разрешены Церковью границы, которые касаются и регенеративной медицины. В первую очередь важно помнить, что Православная Церковь осуждает и отрицательно относится к получению стволовых клеток из человеческих эмбрионов, даже на ранних стадиях развития эмбриона[15].

И вовсе не важно на какой стадии была прервана жизнь человеческого зародыша. На ранних стадиях, на стадиях формирования плода или на стадиях образования нескольких клеток. Потому что эмбрион считается человеческим существом, в которое Господь вдохнул жизнь уже с самого начала своего существования, а насильственное прерывание жизни является смертным грехом. Эмбрион - это также человек, который является венцом творения (Быт. 1:2) так как создан по образу и подобию Божию (Быт. 1: 26-31, 5:1, 9:6; Прем. 2:23).

В Священном Писании, которое является корнем Церкви, находим, что плод в утробе матери считается полноценным человеком и ничем другим. Вот несколько прямых ссылок из Библии, которые служат в подтверждение этому:

1) «Кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» (Иов 10:11).

2) «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» (Псалтирь 138:13).

3) «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Псалтирь 138:15).

4) «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею…» (Гал. 1:15).

Христианская мораль, основанная на Евангелии, не видит возможным сделать разрешенным получение стволовых клеток из человеческих эмбрионов. Поскольку из-за лечения одних людей, должны погибать другие, а по Евангельскому Закону это недопустимо.

Поэтому, Православная Церковь запрещает получать стволовые клетки такими путями:

1) из человеческих эмбрионов;

2) из эмбрионов, которые развились в результате терапевтического клонирования;

3) из эмбрионов, которые считаются «лишними» и полученные методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО);

4) из тел абортированных детей.

Поскольку Церковь является проповедницей Божественной правды, а ее основа – это неизменный Господь и Его совершенное Божественное Слово, именно поэтому она не может идти на компромисс с Истиной, или подавать вид, что не замечает современных вызовов.

Именно по этим причинам Православная Церковь занимает четкую позицию в вопросах недопустимости использования эмбриональных стволовых клеток, так как это приравнивается к аборту. А согласно с Божественным Откровением это считается смертным грехом.

Но несмотря на это, Церковь без возражений относится к использованию стволовых клеток другими, более нравственно и этически разрешенными способами. Например, получения их из пуповинной крови или тканей взрослого организма.

 

Отношение Церкви к «экстракорпоральному оплодотворению» - ЭКО

 

Невозможно обойти и тему экстракорпорального оплодотворения. Украинская Православная Церковь учит: «К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений»[16].

Только против такого метода оплодотворения, Церковь не выступает против, а наоборот позволяет его. Зато все остальные методы искусственного оплодотворения запрещаются, включая экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Оплодотворением ЭКО еще носит названия «оплодотворение в пробирке», «оплодотворение in vitro» и др. В этом вопросе, а также в вопросах суррогатного материнства, Православная Церковь придерживается однозначно четкой позиции, которая содержится в документе «Основы социальной концепции».

Текст документа «Основы социальной концепции», говорит:

  • «Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей»[17].
  • «Суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».

Экстракорпоральное оплодотворение вызывает существенные нарушения нравственного порядка. Прежде всего, нарушаются естественные процессы, которые влекут за собой разрушение родственных связей при «оплодотворении в пробирке», а также ставится под сомнение статус эмбрионов, поскольку при ЭКО-оплодотворении более 90% человеческих эмбрионов погибает.

Поэтому, Православная Церковь выступает в защиту человеческой жизни от самого ее начала, то есть от эмбрионального развития до смерти. А как было выше упомянуто, эмбрион - это не набор клеток, а человеческое существо со всеми ему принадлежащими правами.

При бесплодии семейной пары, Церковь призывает обращаться к Богу и просить о даровании новой жизни. Человеческая жизнь священна и должна приниматься с трепетом, а не с восприятием как механически созданного биоматериала. Ведь именно Творец, а не человек является тем, кто дарует жизнь. Об этом неоднократно нас учит Священное Писание в истории жизни тех людей, которые долгое время не имели потомства и были бесплодными, но даже в старости получали по своих молитвах от Господа детей и потомство. Такими людьми в Ветхом Завете были: Сарра, Ревекка, Рахиль, Анна, мать Самуила, а в Новом Завете бесплодием страдали Захария и Елизавета. Но несмотря на это Господь даровал им детей при горячей молитве родителей. Поэтому мы должны помнить, что сфера зарождения жизни принадлежит одному Господу:

1) «…И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына» (Книга Судей 13:3);

2) «…Хотя он еще во чреве освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять, равно как строить и насаждать» (Книга Сираха 49:9);

3) «…На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей, Тебе хвала моя не престанет» (Псалом 70:6);

4) «…Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей» (Псалом 21:20).

 

Регенеративная медицина и выращивания органов

 

Продолжая разговор о регенеративной медицине, нужно и вспомнить о искусственном выращивании органов для их последующей трансплантации. На данном этапе медико-научного развития, подобные методы и явления только начинают набирать популярности и активно развиваться. Стоит понять, что при моделировании и 3D – печати человеческих органов, используются ткани органов животных и стволовые клетки человека. В настоящее время, уже было совершено успешное восстановление органов животных благодаря медицинскому 3D-биопринтеру.

Конечно, одна из главных задач регенеративной медицины и трансплантологии заключается в том, чтобы сделать эту процедуру реальной, а главное полезной для людей. Еще не один год ученые будут работать над тем, чтобы пересаживать обновленные, или созданные в лабораториях органы - людям. Но, говоря о таких новейших технологиях в медицине, нужно помнить морально-этические нормы.

А прежде всего, это касается недопустимости использования эмбриональных стволовых клеток в данных процессах.

Также, еще одним вызовом является то, что трансплантация органов, должна идти на пользу человеку, не принося вред другим людям. Православная Церковь учит: «Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого»[18].

 

Итоги

 

Итак, важно подчеркнуть, что Православная Церковь не будет возражать против разработок и исследований в сфере регенеративной медицины в том случае, если эта отрасль медицинской науки не будет нарушать христианско-этические нормы. А это значит ни в коем случае не использовать эмбриональные стволовые клетки, не совершать научных экспериментов над эмбрионами и все остальное, о чем было сказано ранее.

Все методы трансплантологии и 3D-биопринтинга одобряются в том случае, если они будут действительно помогать человеку, без ущерба для других людей. В таком контексте Украинская Православная Церковь поощряет к поискам новых методов и подходов в регенеративной медицине, чтобы таким образом эта отрасль науки служила не в ущерб, а во благо человечеству.

А всем, кто работает в медицинской научной сфере, хочется напомнить, что помощь людям это одна из самых главных Заповедей Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 40).

Благодарю за внимание и желаю всем участникам Форума плодотворной работы. Пусть Господь бережет всех нас.

 

Митрополит Филарет (Кучеров)

 

Павел Ваврик

Студент Киевской Духовной Академии

 

[1] https://lifeboat.com/ex/bios.chris.mason

[2] https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736%2809%2961982-6/fulltext

[3] https://www.regmednet.com/

[4] https://www.futuremedicine.com/doi/10.2217/17460751.3.1.1

[5] https://www.britannica.com/science/stem-cell#ref1083541

[6] http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_5191000/5191426.stm

[7] https://www.gazeta.ru/science/2011/10/19_a_3806002.shtml?updated

[8] https://www.medsprava.com.ua/news/713-yevropejjskijj-sud-dozvoliv-patentuvati-rezultati-doslidzhen-embrionalnikh-stovburovikh-klitin

[9] https://tsn.ua/nauka_it/u-ssha-rozpochali-klinichni-viprobuvannya-stovburovih-klitin-na-lyudyah.html

[10] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21999256

[11] http://www.cidh.org/Basicos/English/Basic3.American%20Convention.htm

[12] https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/994_334

[13]https://web.archive.org/web/20121009074657/http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/2012/press.html%23

[14] https://www.gazeta.ru/science/2012/10/08_a_4804553.shtml?updated

[15] http://www.patriarchia.ru/db/text/24929.html

[16] http://orthodox.org.ua/page/sots%D1%96alna-kontsepts%D1%96ya

[17] https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/xii/

[18] https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/xii/